Попробую написать, как это — молочная ферма в одном из кибуцов Израиля, где я живу (в кибуце) и работаю (на ферме).
На всякий: кибуц — это такие добровольные колхозы.
Пишу больше для мамы, ей это точно интересно.
Цифры: используется в дойке примерно 260 коров голштинской породы, три раза в сутки, и за эти сутки они приносят 10 тонн молока. Каждую сессию дойки обслуживает 2 оператора и занимает это у них 4 часа на сессию.
Сама жизнь коровника мне известна совсем мало. Я не знаю нюансов, откуда берутся коровы и куда деваются телята. Мало знаю о кормлении и лечении.
Знаю только, что коровы живут различными группами по возрасту и по статусу, а в дойке используется 4 группы по очереди. Первая — самая маленькая, недавно-родившие.
Сам процесс дойки у нас полностью автоматизирован и зал оснащен компанией «АфиМилк», оборудованием которой (если верить их сайту) пользуются 70% молочных хозяйств Израиля и чуть ли не 30% в США. А еще они собирали под ключ молочные фермы в ЮАР, Вьетнаме, Новой Зеландии, и даже в далёкой и снежной России.
Их оборудование у нас различает коров (магнитная метка на ноге), считает их активность (в неё же встроен шагометр), определяет здоровье и охоту (используя данные той же активности), ведёт историю доения, определяет ожидаемый надой именно для этой коровы здесь и сейчас, предупреждает об особенностях (3 соска, долгая дойка..), собственно осуществляет доение молока, измеряет объём, определяет параметры полученого молока (что тоже используется для диагностики), транспортирует молоко в баки, охлаждает его там, автоматически моет всю систему между дойками.
В программном обеспечении можно узнать всё, что в голову придёт, от прогноза отёла в следующем месяце до ньюансов дойки определённой коровы. Из всего этого строятся стандартные отчеты и можно создавать свои.
Сама дойка происходит для нас, операторов, следующим образом.
Сперва надо привести первую группу коров в так называемый накопитель, где они стоят перед входом на доение. Для этого передвигая воротка и перецепляя их со стенки на стенку надо сделать коридор от накопителя к дому нужной группы. И ни в коем случае не перепутать. Особенно когда надо одну группу отвести домой и привести другую.
В накопителе есть механизм подталкивания коров с дальнего края ко входу в доильный зал. Называют механизм собакой. Нажатие кнопки и дальняя стенка чутка приближается, коровам становится тесно, они охотнее и самостоятельнее заходят на дойку.
В дойном зале два ряда по 12 корово-мест в каждом.
Открыв дверцу, загоняем в один ряд коровок. Они становятся немного бочком, а находятся на возвышении около метра, так, чтобы вымя было удобно на уровне рук.
Свеже-заведённым коровам каждый сосок смачивается йодом в относительно сильной концентрации, потом протирается толстой но одноразовой салфеткой, потом прицепляется доильный аппарат (он сам присасывается, надо только подвести к соску).
Минут через N, автоматика сама отсоединяет сосалки, и показывает, сколько в итоге надоилось. А также иногда показывает сомнение в верном срабатывании автоматики.
Это, например, если по расчетам системы, корова должна была дать 15 литров, а по факту дала всего 12. Тогда будет мигать, чтобы оператор проверил, всё ли верно, например, попробовав дойнуть рукой, или пощупав вымя.
С маленького терминала, что у каждого корово-места, можно посмотреть и номер коровы, и средний её удой, и среднюю скорость доения и много других конкретных и статистических параметров. Можно отключить автоматическое отключение и доить до последней капли :)
После дойки соски обрабатываются слабым раствором йода, нажимается кнопочка и доильный ряд автоматически освобождается от коров, чтобы дать место новым.
Не про дойку.
Про запах. Резкий запах только от мочи коров. Сами коровы и их какашки пахнут производными от сена. Т.е. это не резкий, спокойный но сильный запах, намного лучше, чем в прокуренном баре, на цетральной улице мегаполиса или с обратной стороны общественной столовой. Но запах жутко въедливый и обычно я раздеваюсь перед входом в дом и сразу в трусах иду в душ.
Про вымя. По моим наблюдениям, дойность коров не связана напрямую с размером вымени. На сколько я знаю, также, как и у женщин.
Про сюрпризы. Да, коровы на дойке находятся высоко, и да, иногда они какают прямо там. Молодухи от волнения (часто и по чуть-чуть), а опытные только если просто захотелось здесь и сейчас (редко, но много). «Мины!», никто не кричит, привычно отворачиваешься, а после берёшь шланг с пистолетом (коих свисает в зале штук 8) и быстро смываешь безобразие в ад. У нас там довольно чистоплотно.
Про уборку и гигиену.
Уборка, как я написал, идёт сразу в процессе дойки, т.к. еще не хватало, чтобы аппарат засосал какашек, да и работать приятнее в чистоте. А после дойки наступает большая уборка, когда система моет себя самостоятельно изнутри, а мы вручную снаружи. Стены и зона, где стоят коровы на доении моются тоже автоматически, накопитель коров и пути их отхода моются из шлангов мощным напором воды. А еще ручками моется каждая сосалка. Как обычно, словно на продажу, или как буд-то следующая дойка будет только через месяц.
Само молоко проходит кучку фильтраций перед попаданием в мега-бак, один из фильтров меняется перед каждой сессией доения.
Про автоматику. Куча кнопочек, отвечающих за доение, за вход и выход коров, за их ополаскивание, за уборку помещение, и еще кучка функций.
Про сбыт. Наш кибуц входит в какое-то большое молочное объединение, поэтому приезжает могучий грузовик и забирает товар на молоко-перерабатывающий завод.
Часть молока с утренней дойки уходит на нашу молочную кухню, где из него делаются сыры, твороги, мороженое и т.п., о чем, может быть, напишу отдельно.
Про музыку. Да, во время дойки играет музыка. Но по факту не крутят классику для услады коровьих ух, а просто радио для операторов. Коровы не пританцовывают.
Про гуманность. Чем коровам комфортнее, чем они спокойнее — тем лучше удои. Поэтому в коровниках вентиляторы, их спрыскивает водичкой, у них мягкая и удобная подстилка, много воды, свежий корм и т.п. Сам процесс доения, как я понял, им приятен.
Про экологию. Вся вода в коровьем комплексе работает на очистке и рециркуляции. Все отходы с этого дела как-то очень аккуратно используются или утилизируются. Подробностей не знаю, в курсе только, что с этим очень строго. Да и поля вокруг свои же, кибуцные, а вода дорога, хочешь-не-хочешь, а будешь экологичным и экономичным.
Про тяжесть. Работа в коровнике считается тяжелой. Но есть свои плюсы. Первый: не всем нравится работать с людьми. На дойке только ты и партнёр. Причем у каждого своя половина зала. Второй плюс: есть определённый объём работы, и его можно сделать очень быстро, а получить деньги всё равно за смену. Третий: коровы довольно милые создания, и с животными работать в общем-то приятно.
Про халяву. В коровнике, как это не странно, бесплатное молоко. И как это не странно (на самом деле) молоко не парное, а уже обработанное, с завода, в пакетах. К нему прилагается чай, кофе, какао и различные печенья. Другое дело, что не прилагается времени для его употребления. Получается выпить только чашечку кофе в начале и кружку молока в процессе.
Еще можно отливать «парного» молока прямо из мега-бака, но это не удобно и формально — воровство, судя по тому, что удобного краника для рабочих не предусмотрено.
Про рабочих. В большинстве своём работают кибуцники, чуть реже — волонтёры, еще реже — платники (типа меня). Последними затыкают дойки в особо-непопулярное время вроде ночи в субботу и во время, когда так вышло, никто остальной не может или не хочет. Работают в основном мужчины, хотя бывают и девушки.
Про престиж. Чуть ли не все мои знакомые в кибуце раньше работали в коровнике. И вообще в кибуце, как я понял, отсутствует понятие «непрестижная работа». Бывают «непристижные работники». Т.е. важно не где ты работаешь, а как. А хорошим работником можно быть и в столовой и на заводе и в коровнике.
Спасибо любимой половинке, за то, что не смотря на физиологическое неприятие местного запаха, сделала ради меня несколько фотографий.
Уведомление: Соziдатель’ство » @Sozidatel: *?